Почему нельзя держать собаку в доме

Содержание

Почему на Руси нельзя было держать в доме собаку?

В старину собак редко можно было увидеть в доме: они жили во дворах и охраняли жилье. Богатые люди держали псарни, где жили охотничьи собаки… А в наше время четвероногих можно встретить едва ли не в каждой второй городской квартире. Правильно ли держать собаку в доме?

Среди верующих бытует мнение, что собака – животное «нечистое», богопротивное. Действительно, в Ветхом Завете собака названа нечистой. Но этим словом пророк Моисей называет и других животных. Есть версия, что таким образом Моисей пытался избавить свой народ от идолопоклонничества: ведь древние египтяне поклонялись различным животным, видя в них божеств: кошкам, быкам, крокодилам, соколам и даже жукам-скарабеям… Правда, «нечистыми» Моисей объявил не всех животных. К примеру, коров он назвал «чистыми», чтобы их можно было употреблять в пищу. Но в любом случае христиане отказались от «божественной» природы братьев наших меньших. Во времена Христа собак стали держать при домах в качестве сторожей. Так, хананеянка говорит Иисусу: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Апостол Павел предупреждал: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3:2), имея в виду носителей лжеучений. А апостол Петр говорил о грешниках: «Пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2:22). Но особенно назидательно звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6). В библейском понимании собака не могла занимать высокое место в мировой иерархии. Ведь Христос заповедовал «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37), а также «возлюбить ближнего твоего, как самого себя» (22:39). То есть, в первую очередь речь идет о любви к Богу и человеку, созданному «по образу Божию», а животные, хоть и являются помощниками человека, но никак не могут претендовать на равенство с ним.

Эти христианские принципы не могли не сказаться на укладе русской жизни. Хотя на Руси на собак возлагалось очень много функций: они караулили дома и скот, ходили с хозяевами на охоту, а на Крайнем Севере еще и использовались в качестве ездовых, даже в лютые морозы этих животных не пускали в дом дальше сеней… В знаменитом «Домострое» собаки неоднократно упоминаются среди других «поганых» животных, которым не место рядом с человеком: «Для скотины и для собак держать для того особые миски, и чистой посуды не поганить». Испокон веков считалось также, что собака не должна находиться в помещении, где есть иконы или другие святыни. Нельзя и освящать помещение, в котором находится собака. Кстати, не случайно именно слово «собака» и производные от него – «пес», «сука». стали в русском языке ругательными словами. Так, мат раньше называли «песьей бранью»: псы не могут разговаривать, они лают… У славян также существует понятие «песья вера», относящееся к инородцам.

Протоиерей Виктор Кузенко утверждает, что запрет держать в доме собак относится к так называемым «околоцерковным преданиям». «В Библии слова “собака”, “псы” и их производные встречаются не менее 25 раз. пишет он. Для Древнего Востока, для страниц Библии собака — это, прежде всего, образ, метафора, подчеркивающая обездоленность, нищету, страдание. В двух случаях — во Второзаконии (23,18) (“не вноси цены пса в дом Господа”) и в Евангелии от Матфея (7,6) (“не давайте святыни псам”) — можно усмотреть негативное отношение к собаке, в аспекте нечистоты этого животного. Однако анализ контекста не дает оснований для однозначных выводов. Во Второзаконии иудеям заповедуется не вносить в храм качестве жертвы деньги, полученные от занятий проституцией и от продажи собаки. В Евангелии от Матфея о собаке приводится изречение: “не давайте святыни псам”; поставленное в ряд с другим “не мечите жемчуг перед свиньями”, т. е. не делайте бессмысленных поступков или, проще, — не делайте глупости». Правда, в средневековых соборных документах Русской православной Церкви действительно встречается запрет приводить собаку в храм, так как ее пребывание там просто неуместно: от собаки может быть запах, она может вести себя беспокойно, нарушая церковную атмосферу… Конечно, никто не запрещает держать собаку в квартире, но, может быть, нам стоит вспомнить и Библию. Собака – это не божество и не человек. Так стоит ли ей позволять есть за одним столом и спать в одной кровати с хозяевами, как нередко поступают многие собачники? Не отвести ли ей место на половике в прихожей?

Почему нельзя держать дома собаку? Религиозные правила

Религия всегда шагала рядом с человеком и его жизнью. И
выгнать из человека веру в бога не получалось и не получится никогда. Даже в
смутные времена гражданской войны, когда разрушались и уничтожались храмы, а
священников расстреливали веру в бога уничтожить не удалось. В религии
существует много запретов и обрядов, которые не все знают, а многие даже и не
догадываются о них. Самые главные заповеди мы с вами все хороши знаем, их 10 –
не убей, не укради и так далее.

Многие знают или думают, что знают о том, что
держать собаку в доме христианам запрещено, а вот почему держать собаку в доме
христианам или православным запрещено сказать точно не могут. Давайте в этом
вопросе с вами попробуем разобраться.

Почему запрещено православным держать собаку в доме

Многие из вас помнят свое беззаботное голопузое детство,
когда вас отправляли в деревню к бабушке и вы там все лето занимались непонятно
чем, бегали, купались в речке, утром пили теплое парное молоко и клянчили у
бабушки щенка.

А получив, этого самого щенка вы сразу же переходили ко второй
стадии операции упрашивали бабушку разрешить вам взять нового друга к себе в
кровать и вообще, чтоб он жил в доме. Бабушки, понятное дело, всяческими путями
от этого нас отговаривали, а когда отговорить не получалось просто запрещали и
жил наш щенок на улице под крыльцом. Мы тогда не понимали почему нельзя собаку
держать в доме. А ответ на самом деле прост, по некоторым церковным канонам
держать собаку в доме запрещено, так думают многие верующие люди, а наши
бабушки в деревнях обычно очень верующие и набожные. Почему запрещено держать
собаку в доме христианину?

Многие думают, а некоторые священники об этом
говорят, что собака она подобна волку, а раз так, то она нечистая. Если собака
войдет в дом где висят иконы или в освященное помещение, то помещение нужно
снова святить. На самом деле – это большое заблуждение. Есть религиозные обряды
и верования, а есть околорелигиозные. И такие вот верования считаются от
лукавого. Если обратиться к святому писанию, то никаких запретов на
собак или других животных в доме нет и быть не может. Ведь все мы твари божьи,
а, значит, должны жить вместе, дружить и делить пищу.

Можно найти средневековые
источники где действительно говорится о том, что собаку нельзя приводить в
храм. Но это не относится к тому, что собака нечистое животное. Запрет был
наложен потому, что собаки себя беспокойно ведут, могут иметь неприятный запах
и так далее, а других запретов на собак нет.
В исключения попадает только змея, ведь если верить библейским историям
именно в змею вселился дьявол, чтоб обольстить Еву. До некоторых пор
христианин, который встретил на своем пути змею должен был ее убить. Итак,
делаем вывод, если вы законопослушный христианин, то заводить собаку и жить с
ней в одном доме под одной крышей не возбраняется.

Почему мусульманам нельзя держать дома собаку

Это тоже одно из заблуждений, мусульманам можно держать в
доме собаку и плохо относиться к этому животному запрещено. Да и, вообще, к
любому животному относится плохо в исламе запрещено святым писанием. Если и
запрещается держать собаку в доме, то только из соображений собственной
гигиены. Собака может перенести болезнь или заразу, но если у вас пес чистый и
вы регулярно делаете ему прививки, то содержать собаку в доме можно.

Тоже самое, можно сказать, и о представителях других
религий, в общем, ни в одной религии вы не встретите прямого запрета содержания
собаки в доме. Может быть,написано, что собаку в доме держать не рекомендуется,
но вот запрета вы там не найдете.

Если вдаваться в религию, то есть такое мнение, в котором
сходятся и христиане, и исламисты – собака не имеет души. Вроде как душа только
человеческая после смерти не исчезает, а отправляется на страшный суд и там уже
решают куда ей, этой душе отправляться дальше в рай или ад. С этим утверждением
можно поспорить и в доказательство мы хотели бы привести одну небольшую
историю, которая была рассказана ветеринаром из одной клиники.

Есть у собаки душа или нет

На протяжении десяти лет в эту клинику на осмотры и за
лечением обращался мужчина с немецкой овчаркой, пса звали «Васей» почему так,
сказать трудно.

Так вот в момент, когда врач делала Васе прививку или укол собака прикусывала ей рукав халата и зажмуривала глаза, не издавая ни звука. К
сожалению пес заболел страшной болезнью, врач поставил диагноз рак. Долго
боролся хозяин за жизнь питомца, но пришел момент, когда пес не мог спать, а
только выл от боли. Собаку пришлось усыпить. Горю того мужчины не было предела,
врач тоже сильно переживала, ведь знала этого пса со щенячьего возраста. Ваську
похоронили, а его хозяин больше никогда не заводил себе собаку.

Но через
некоторое время на пороге клиники появилась маленькая девочка со щенком овчарки
в руках, висящие ушки, веселый взгляд с искорками, любопытный нос, все как
обычно. Девочка принесла своего нового любимца на прививку. Когда щенка
посадили на стол и врач взяла в руки шприц, щенок осторожно взял рукав ее
халата в зубы и зажмурился…

Так, есть у собак душа или нет? Такие умные, верные,
преданные животные, которые готовы пойти за своим хозяином в огонь и воду и,
если нужно отдать за него жизнь не могут не иметь души.И если вам зададут
вопрос почему нельзя держать собаку в доме, задайте вопрос в ответ, а почему
нельзя? Можно держать собаку в доме и нужно, только о гигиене забывать не
стоит. Для того, чтоб собака не принесла вам вреда нужно вовремя делать
прививки собаке, осматривать собаку после прогулки на улице. Посещать врача для
профилактики или вызывать его домой и тогда никаких проблем с м
собаки у вас не будет, какую бы религию вы ни исповедовали.

Читайте также  Как быстро приучить щенка к пеленке

Почему нельзя держать собаку в доме?

Среди многих истово верующих людей бытует мнение, будто собака — это животное нечистое, богопротивное, и держать его в доме, где есть иконы, или же иные святыни, никак нельзя. Запрещено освящать квартиры и дома, в которых держат собак, а если пес имел неосторожность войти в уже освященное помещение, то его необходимо освятить заново, так как оно осквернено.

Но чем же так провинились собаки, спросите Вы. Почему нельзя держать собаку в доме? Образцы верности и преданности, лучшие друзья людей на протяжении веков и тысячелетий, спасатели, ищейки, охотники и защитники, почему именно на них вдруг ополчилась Церковь? Что такого они сделали Богу, раз их сочли недостойными Его?

Почему православным нельзя держать дома собаку?

На самом деле, ответ на эти вопросы элементарен: все слова о «богопротивности» собак — не более чем ложь. И те, кто пытается доказать обратное, просто плохо разбирается в догмах собственной религии. Мнение о недопустимости собак в освященных местах относится к так называемым околоцерковным преданиям, которые на поверку не имеют ничего общего с истинной Православной Церковью, и зачастую только вредят ее прихожанам.

В Священном Писании Ветхого Завета собака действительно названа животным нечистым, но это не повод считать, будто одним своим присутствием несчастное животное способно осквернить любую святыню. На деле же, согласно Писанию, многих животных (не только собак) нечистыми назвал Моисей, спасший евреев от векового египетского рабства, и нашедший Землю Обетованную. Но назвал он их так не потому, что они были скверными, проклятыми, или не угодными Богу, а совершенно по другой причине.

Дело в том, что древнем Египте широко распространен был культ поклонения животным. Египтяне считали священными быков, кошек, крокодилов, соколов, даже жуков-скарабеев! И Моисей, стремясь избавить свой народ от такого нечестивого идолопоклонничества, назвал животных нечистыми. С другой стороны, некоторых, обожествляемых египтянами зверей, к примеру — быков, Моисей напротив, объявил чистыми. Это тоже было сделано не напрасно. Таким образом, «чистых» животных люди могли употреблять в пищу, а «нечистые» были для этого непригодны. Вот почему нельзя держать собаку в квартире. Люди не могли считать Богом тех, кого отправляли на заклание, и точно также не могли считать Богом «нечистых», а потому вопрос обожествления животных был решен.

Поэтому очевидно, что презрительное отношение некоторых православных христиан к собакам не имеет никаких адекватных объяснений и исторических причин.

Почему христианам нельзя держать дома собаку? (ответ церкви)

В канонических правилах Русской Церкви есть только одно правило, касающееся собак. И оно гласит, что их запрещено проводить в храмы. Однако это связано отнюдь не с тем, что животное греховно, а с вполне очевидными, прозаическими причинами, такими как запах и беспокойное поведение, которые может нарушить благоговейную тишину церкви. Этот запрет никак не распространяется на дома и квартиры, и уж конечно собака никак не может повлиять на благодать дома, или священные реликвии.

В какой-либо «нечистоте» и «неправедности» нужно винить в первую очередь себя и свои грехи, а не безответных животных, которые на протяжении всей человеческой истории были рядом с нами и оставались нашими вернейшими друзьями. Собака не сделает Ваш дом скверным, как не сделают его святым иконы и кресты. Все в этой жизни зависит от нас самих.

4 комментария

Статья в какой то степени интересная,но я с ней не согласен.Как собака может быть нечистым существом?Ведь собака на протяжении столетий была и остаётся человеку другом,и таким другом что никогда не предаст.Собаке не важно богатый ты или бедный,есть у тебя деньги или нет,она просто твой друг.Люди предают,а собака никогда не предаст своего хозяина!

Собака у меня в квартире живет уже почти 7 лет и мы все ее очень любим. Порадовала статья в том плане, что ничего страшного в этом предубеждении нет. И собака мне не кажется «нечистым» животным.

Собака у меня в квартире живет уже почти 7 лет и мы все ее очень любим. Порадовала статья в том плане, что ничего страшного в этом предубеждении нет. И собака мне не кажется «нечистым» животным. Наооборот, если есть дети, им намного веселее с собакой.

Наверное, многое зависит от хозяев. У нас были соседи, которые держали в квартире овчарку, при этом не похоже чтобы они дома когда-нибудь убирались. Соответственно, собачий запах забивал все даже на лестничной площадке. Знакомая однажды взяла себе невероятно вонючего пекинеса. Чтобы не пах, ему требовалось мытье после каждой прогулки. Может специально для таких случаев и существует это предубеждение.

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

Совсем недавно я встретила свою давнюю знакомую, которая всю жизнь занималась разведением определённых пород собак и продавала щенков за весьма приличные деньги. Тем и жила женщина, пока не стала ходить в храм, помогать на службах и полностью погрузилась в жизнь православной церкви.

Проблемы возникли случайно, батюшка узнал, что она живёт в квартире вместе с собакой, и та, буквально спит вместе с ней на кровати. Он настоятельно попросил отдать собаку и освятить квартиру.

Такая реакция сначала смутила мою знакомую, но получив разъяснение, она не задумываясь избавилась от животного, отдав его родственникам, и продолжила с чистой совестью службу в храме.

Почему нельзя держать собаку в квартире

Насколько я знаю, в доме (квартире) нельзя держать собак, только кошек. А почему это так, с точки зрения христианства? Что происходит с животными после смерти? Какова роль животных в жизни людей?

Обдумывая ответ на Ваш вопрос, вспомнил строки из псалма, который читается каждую субботу вечером на воскресном богослужении:

Что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что посещаешь его? Ненамного умалил Ты его перед ангелами, славою и честию венчал его. И поставил его над делами рук Твоих. Все положил Ты под ноги его — малых и больших скотов и с ними диких зверей, птиц в небесах, и рыб в морях, и все, что движется в безднах морей (Пс. 8:5-9).

Эти строки псалма заимствованы из книги Бытия, где на первых страницах мы читаем:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1:26 и 28).

Итак, человек «увенчан честью», т.е. ему дана власть над всеми животными, которым он дал имена (Быт. 2:19). Адам до грехопадения имел полную власть над животными. Но и после греха (хотя Адам и всецело согрешил) человеколюбивый и побеждающий благостью наши прегрешения Бог отнял у человека не всю власть и не совсем лишил владычества. Он оставил нам в услужение животных, полезных в жизни: овца дает шерсть, корова — молоко, голубь может переносить почту, собака сторожит дом и находит преступников и т.д.

В определённом смысле можно сказать, что животные действительно нужны для украшения жизни человека. Точнее, для служения ему и для употребления в пищу. Бог благословил вкушение мяса после потопа (Быт. 9:3).

По христианской традиции собак на самом деле не принято держать в доме. Но в то же время очевидно, что собака всегда жила рядом с человеком. Только жила не в жилище человека, а в своей конуре на участке. Некоторые нечистые животные порой появляются в наших домах вопреки нашим желаниям, например, мыши и крысы. Вот для их ловли кошек и пускают в дом.

Иногда уход человека за животными превращается в болезненную страсть, вплоть до того, что животных любят больше чем людей и оплакивают по смерти горькими слезами. Однажды ко мне при посещении одного учреждения подошла незнакомая женщина, просила моего совета и утешения, как у священника. Оказалось, у нее неделю назад умерла кошка, и она не может успокоиться, плачет и пьет успокоительные лекарства. Пришлось тактично объяснить ей, что животные после смерти перестают существовать. Только человеку дана вечная жизнь и надежда наследовать Небесное Царствие. Такая привязанность к земному (в том числе к тварям земным) греховна и свидетельствует о том, что человек напрасно и совсем не в том направлении тратит свои душевные силы. Сила любви нам дана для служения Богу и ближним. Это не исключает заботы о животных, но они нам даны в услужение, а не мы им. Как жалко в этой связи смотреть на бесплодные семьи, которые заводят себе собак и кошек вместо того, чтобы взять на воспитание сироту.

Чем чревато присутствие в жилище собаки

По мнению православных в дом, где живёт собака, легко могут зайти злые духи, именно поэтому часто происходят случаи нападения собак на своих собственных хозяев. Псы не щадят ни взрослых, ни детей. Известны неоднократные случаи таких жестоких нападений.

Конечно, каждая тварь имеет право на жизнь, но у каждой твари есть собственное, отведённое Богом место на земле. Животные должны служить человеку, для этого их сотворил Творец. Собака занимает в быту человека прочное место, но её место рядом с жилищем, а её предназначение – охрана этого самого жилища.

Нет преданнее друга и охранника, чем собака, она защищает своего хозяина, служит ему верой и правдой. На Севере без собак обойтись крайне сложно, они являются и основным транспортным средством и играю важнейшую роль в хозяйстве. У этих животных множество ролей, однако и забывать о том, где должно быть их место, нельзя.

Никто не говорит о том, что собак нужно выкидывать на улицу и оставлять без заботы, как делаю многие жестокосердные люди. Если вы завели животное, вы полностью должны отвечать за него, его жизнь и здоровье. Но, если вы ходите в храм и молитесь на святые Образа, в вашем доме не должно находится «нечистого» животного.

Пусть оно живёт во дворе, для этого можно соорудить вольер или будку, где собака будет выполнять свою основную миссию, охранять и защищать ваше жилище.

Почему православием против содержания собак в доме

Сегодняшний бум, связанный домашними питомцами, сводит многих с ума. Кошки и собаки приравниваются их чуть ли не к членам семьи. Это по мнению служителей церкви неправильно.

Давайте попробуем понять, почему истинными христианами собака трактуется как «нечистое» животное, почему после пребывания в доме собаки, его непременно следовало осветить.

Читайте также  Можно ли давать собаке семя льна

Если обратиться к Библии, то мы увидим, как трактуется сей животрепещущий вопрос в отношении данного животного. Второзаконие гласит: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим».

К слову заметить, ровно такое же мнение существует и в исламе, там также, собака не допускается в жилище людей, считаясь осквернённым зверем.

Что говорит по этому поводу Библия

Давайте вновь обратимся в Библии, в которой слово «собака» и слово «псы» упоминается около 25 раз. В Древнем Востоке и Библии собака ассоциируется с нищетой, обездоленностью и страданием. Стоит обратить внимание на такие отрывки «не вноси цены пса в дом Господа», «не давайте святыни псам».

Здесь явно усматривается нагатив по отношению к четвероногим питомцам в аспекте их нечистоты. Запрещено вносить в храм деньги, предназначенные для пожертвования, которые появились от продажи собак или были заработаны проституцией.

По словам блаженной Пелагеи Рязанской, если в доме живёт собака, из него уходит благодать Святого Духа. Более того, если данное животное живёт в доме, имеющим иконы, хозяин этого жилища не допускается к причастию.

Ещё один пример из жизни одного старца, имя которому Алексий Пензенский: один раз приехал к нему в гости старый знакомый священник и прихватил с собой своих сыновей. Старец сразу почувствовал и провидел, что у одного из сыновей живёт в доме пёс.

Он настоятельно рекомендовал впредь не держать её в своей квартире, и впоследствии непременно освятить её. Он неоднократно заметил, что собачья жизнь предназначена для охранных действий, поэтому её место рядом с домом, а не у кровати, на которой возлежит человек.

К животным необходимо относится ласково, внимательно и бережно, но в то же время понимать, где их место. Считается грехом милосердия, если животное, ставшее неугодным, выбрасывается на улицу. Однако и находиться в помещении со святым Ликами, собаке нельзя.

Если вы являетесь истинным христианином и придерживаетесь канонов и заповедей православия, вы непременно прислушаетесь к тому, о чём говорилось в данной статье.

Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?

Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.

Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд – фактически основной. И, тем не менее, это не влияло на их отношение к четвероногим «караульщикам»: «ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих» (Иов 30: 1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними» (Тов.5: 17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «разве я — собачья голова?» (II Царств. 3: 8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Еккл. 9: 14). Тут настолько сказано ясно, что всякие комментарии излишни.

Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2: 22).

Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой» [1] – настолько он был ненавидим.

Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.

В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!» (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц?» (Лк. 12: 24).

Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, то воспринимать его за злое – напрасно. Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим». Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место.

Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда — ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился». [2]

Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении – примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.

Сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это».

Запретов нет на многое в нашей жизни, чего всякий порядочный человек себе не позволит, но с «перестройки» стали твердить: «Что не запрещено, то разрешено». Вот так, разрешая что не запрещено, мы уже третий раз после Гражданской войны затопили Россию волной детской беспризорности. Если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно же отвести ей место в прихожей, однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи». Нет, расхожую поговорку «собака – друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою». [3] Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».

Вполне возможно, что вошедшее в русский язык слово «собака», употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, но не это объясняет его уничижительный оттенок, как думают некоторые. Татарского происхождения и «халат», и «сарай», и «башмак», и еще много других бытовых слов, однако никто ведь их не употребляет с уничижительным оттенком. А вот матерная брань это «песья брань», язык псов, их речевое поведение. В качестве бранного, в славянских языках существует выражение «песья вера», относящееся к иноверцам.

Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама». [4]

Когда снова сказывалось на Руси язычество, тогда заявлял о себе и «народный оккультизм». Так на Святки девушки загадывали: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!». А сколько самых невероятных примет связывали люди со своими дворовыми сторожами, начиная от их воя и кончая походкой! Та же матерщина широко была представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием. Мат являлся необходимым компонентом данных обрядов и носил, безусловно, ритуальный характер.

Читайте также  Можно ли собакам куриные лапки вареные

Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:

– Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?

– Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, – ответил старец. [5]

Сегодня раздаются голоса: «“дискриминация” собак православными христианами не имеет под собой основания». [6] Правильно, «дискриминация» – не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Иначе надо примириться с такими случаями, подобными тому, что произошел в Великобритании, когда в роли подружки невесты на свадьбе выступила собака. [7] Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям – собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это – поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых – друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?

Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: «Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак».

Несмотря на символику, иерархическое сознание и поставило под запрет изображения св. мученика Христофора с собачьей головой. С «песьеголовостью» у славян-язычников, например, по данным письменных источников, связаны религиозно-магические комплексы – поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев.

Хотя в раннехристианские времена собака была символом верности церковным вероучениям и бдительности по отношению к ересям (изображения собаки часты у подножия могильных памятников, на что обращал внимание А. С. Уваров, считавший данные изображения символом самого христианина [8] ).

Тем не менее, то, что было позволительно на заре христианства, не дает разрешения на его применение сегодня.

Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку.

И отношение к собаке – одно из звеньев этого понимания.

Почему нельзя держать собаку все время на цепи

Несколько причин заставят задуматься над постоянным м охранника на привязи:

  • Ограничение свободы плохо влияет на характер питомца. Из-за цепного содержания собаки «звереют», начинают кидаться даже на хозяев.
  • Заболевания костей, опорно-двигательного аппарата. Особенно опасно на цепи молодой особи, у которой не сформирован плотный костяк.
  • Возможны несчастные случаи. Цепь, намотанная на столб, на крюк – частая причина удушения пса.
  • Полная беззащитность. Что может пес на цепи – ничего. Его свобода ограничена определенным отрезком, такие собаки и становятся жертвой грабителей. Обезвреживают их электричеством, палкой. Охранник на цепи не допустит проникновения только на участок длины привязи – на этом все. Также не стоит скидывать со счетов появление других животных во дворе. Чужой свирепый или бешеный пес, волк покусает, не дав шанса избежать гибели.
  • В случае пожара, наводнения, падения дерева пес погибнет. Если звено цепи затянулось на крюке, животное не попадет в будку и промерзнет на морозе всю ночь, промокнет под ливнем или угорит на солнцепеке.

Почему опасно держать собаку на цепи и правила содержания в частном доме

Частный дом с охранной собакой – нормальное и понятное явление. Но насколько правильно все время держать питомца на цепи, и стоит ли вообще заводить пса, если у него нет будки, вольера, а только цепь?

Мнения владельцев разделились, кто-то считает, что без цепи – это не охранник, а кому-то даже в голову не придет ограничить передвижения.

Можно ли мусульманам держать дома собаку? Спросите имама

Цепь или свободный выгул

Стоит сразу определить, что далеко не всех собак можно и нужно держать без цепи. В некоторых случаях охрана территории без жесткой привязи невозможна. Например, если за воротами находится детская площадка, оживленная трасса, гаражи и пр. Перемахнуть двухметровый забор взрослому псу – пара пустяков. Поэтому цепь тут необходимость, а не насилие.

Вариант с вольером тоже не всегда подходит – крупным породам нужен простор, а в условиях ограниченной площади цепь намного компактнее. Но есть один нюанс – привязь подбирают строго по весу животного, делают ее как можно более длинной.

Второй момент – постоянство привязи. Это недопустимо для любых пород – собаку обязательно отпускают. Причем так, чтобы охранник не смог выбраться за пределы участка или гуляют с ним на поводке в отведенных для этого зонах.

Правила содержания пса в частном доме

Если все же отпускать в свободный выгул нельзя, собаку сажают на цепь, но при этом соблюдают несколько правил:

  • делают привязь как можно более длинной – пес должен иметь свободу перемещения минимум втрое больше длины корпуса;
  • сооружают теплую будку или вольер, утепляют и поднимают на постамент, чтобы не подтопило водой;
  • убирают любые препятствия в зоне движения животного, чтобы цепь не застряла, не зацепилась;
  • регулярно выгуливают питомца, занимаются его дрессировкой, уделяют время;
  • поддерживают чистоту мисок, следят за наличием воды в зоне доступа.

Надо соорудить рядом с будкой навес, где пес сможет отдохнуть в расслабленном состоянии. Отпуская животное бегать по территории участка, ставят ограждения нужной высоты. Некоторые хозяева устанавливают будку рядом с забором – это отличный «трамплин» для прыжка через ограждение.

Требования и нормативы содержания животных в частном доме

Правила содержания собак на участке не такие строгие, как в квартире. Участок – частная собственность, поэтому хозяин вправе распоряжаться ею как угодно. Животное содержат в доме или на улице, в свободном выгуле или на цепи.

Чтобы избежать столкновений с органами правопорядка, на воротах вешают табличку с оповещением «Во дворе собака». Это убережет от неприятностей, если нагрянут незваные гости. Предупреждение срабатывает как превентивная мера. Если животное навредит постороннему, хозяин сможет предъявить предупреждение в качестве оправдания для себя и своего питомца.

Почему мусульманам нельзя держать дома собаку?

Почему мусульманам нельзя держать дома собаку

Отношение к собакам среди приверженцев ислама довольно противоречивое. Многие считают их совершенно нечистыми животными, с которыми нельзя иметь никаких контактов. Другие же не видят в собаке никакого греха и держат дома даже ради развлечения. А что же говорит об этом классический ислам?

В данном случае следует опираться на хадисы (предания о словах и действиях пророка Мухаммеда), являющиеся ценным источником исламского права — шариата. Так, в одном из изречений имама Муслима сказано, что следует несколько раз промывать посуду после того, как её лизнёт собака. Из этого исламские богословы вывели, что слюна животного является «наджисом», то есть нечистотой. Соответственно, недопустимо совершать намаз (молитву) или производить какие-либо иные ритуальные действия при контакте с собачьей слюной. Кроме этого, часть богословов и шерсть животного определяет как «наджис».

Хадисы — священные предания о жизни, чудесах и поучениях пророка Мухаммеда, являются одной из главных культурных ценностей исламского мира

При этом сама собака «грязным» существом не считается. Так, имам ан-Нававий говорил, что допустимо держать это животное в целях охоты или охраны. То есть в практических целях. А если нет пользы, то и заводить её не нужно, как следует из изречения богослова. Ему же вторит и имам аш-Шафии, говоря о том, что нельзя держать собаку без пользы.

Таким образом, в представлении классического суннитского ислама нет единодушного запрета на то, чтобы держать собаку. Однако заводить её можно только в практических целях, например, для охраны двора.

Также мусульманские богословы обращают внимание, что недопустимо держать собаку в самом жилище. Один из хадисов имама Муслима предостерегает от этого, предупреждая, что в дома, где живёт собака, не входят ангелы.

Поистине, ангелы не входят в дом, в котором находится собака.

Ман ла йахзурухуль-фагих, том 1, стр. 246, хадис 743

Больше запретов на то, чтобы держать собаку в каких-либо целях содержится в исламе шиитского толка. Это, по всей видимости, связано с тем, что шиитами являются преимущественно жители Ирана (персы), на землях которого долгое время с исламом конкурировал зороастризм, чьи последователи весьма высоко ценили данное животное. Соответственно, запрет на собаку — часть борьбы с чуждой религией, а жестокость по отношению к этим животным — печальный пример религиозного соперничества.

Несмотря на всё это, в самом Коране — священной для каждого мусульманина книге, нет прямых указаний на то, что держать этих животных запрещено. И даже напротив, в суре «Пещера» есть указание на собаку по кличке Китмир, имя которой впоследствии приобрело некий магический смысл (его надписывали на посланиях, чтобы уберечь их от пропажи).

Собака в доме мусульманина: возможно ли это

Собака — одно из самых первых животных, которых приручил человек. Это объясняется её удивительными служебными качествами. На сегодняшний день собаки — самые популярные домашние животные наравне с кошками, однако, согласно некоторым религиозным и философским воззрениям, держать их дома непозволительно. В частности, об этом говорит ислам.

Отношение к собакам в современном мусульманском мире

В современном исламском мире собак крайне мало. Практически никто их не держит в качестве домашних любимцев. Однако их используют для охраны и охоты, а пример тому — знаменитые арабские борзые. В странах Аравийского полуострова хорошая борзая ценится наравне с соколом или породистым конём, а её цена может достигать сотен тысяч долларов.

Слюги (арабская борзая) — очень редкая и древняя порода борзых собак, представлявшая всегда большую ценность, в том числе для мусульман

Старая арабская пословица гласит: «Хороший сокол, быстрая собака и благородный конь дороже, чем двадцать жён». К арабским борзым и в древности у мусульман было трепетное отношение. Женщины шили им одежду, а мужчины возили с собой в седле, спуская на землю только при виде дичи.

За пределами арабских стран запреты в отношении собак соблюдаются не очень жёстко. Например, в среде большей части современных казанских татар собаки в доме в качестве домашнего любимца не вызывает каких-либо пересудов.

Мои соседи — мусульмане. Родом они из Азербайджана. В доме у них живёт собачка небольшого размера, их дети постоянно с ней гуляют. Поскольку пёсик комнатного типа и выходит из дома только на прогулку, ценности в качестве охранника он не представляет (я вообще никогда не слышала, чтобы он лаял на кого-то). А вот кошек мои соседи, наоборот, сторонятся, хотя я слышала, что у мусульман к ним трепетное отношение.

Мусульмане не держат собак в доме по той причине, что это запрещают им нормы шариата. Однако использование животных в практических целях (для охраны или охоты) вполне допустимо и, с точки зрения классического ислама суннитского толка, не является грехом.